Ира Мухоты – индийская писательница, пишет о забытых героинях индийской истории. Две ее книги — Heroines: Powerful Indian Women of Myth and History («Героини: могущественные индийские женщины из мифов и истории») и Daughters of the Sun: Empresses, Queens and Begums of the Mughal Empire («Дочери солнца: императрицы, королевы и бегумы Империи Великих Моголов») — посвящены женщинам, сыгравшим выдающиеся роли в истории, но не вошедшим в учебники в той же мере, как правители-мужчины.
Read in English: From Central Asia to India: Women of the Mughal Empire
В этом интервью мы обсуждаем этих героинь Империи Великих Моголов от матери и бабушки Бабура до Гульбадан Бегум, написавшей биографию императора Акбара, и султаны Разии, первой и единственной женщины, взошедшей на трон Делийского султаната.
Как вы начали исследовать героинь Империи Великих Моголов? Как все началось?
Первая книга стала результатом моих размышлений. У меня две дочери, и когда они были маленькими, я часто думала, какие истории им рассказать, и я читала все популярные книги, которые есть у нас в Индии. Я изучала разные женские образы для подражания и поняла, что в нашей культуре многие женщины представлены в определенном стереотипном, патриархальном образе. Они должны соответствовать образцу очень хороших женщин в соответствии с индийской системой, что означает вступление в брак, рождение сыновей и своего рода продолжение мужской линии. Каким-то образом конечным результатом всегда является эта история. Например, нам предлагается образ Ситы из «Рамаяны» — это совершенство индийской женственности. Так что это меня немного беспокоило, и я подумала, что должны быть другие женщины из истории или, может быть, из эпоса, которые являются культурными индийскими символами, но немного отличаются от тех, которые нам обычно показывают.
Вот как я начала изучать этих женщин. Мне пришла идея, которую я передала своему издателю, – описать индийских женщин в большом промежутке времени, может быть, 2000 лет. Первая женщина жила в шестом веке до нашей эры, во времена Будды; она была куртизанкой, впоследствии ставшая монахиней.
Я подумала, что если бы мы написали о разных типах индийских женщин и о том, как они смогли воплотить в жизнь свои страсти, реализовать свои амбиции, стать правителями или сделать что-то стоящее, то, возможно, мы могли бы найти другую ролевую модель для индийской женщины. Может быть, мы могли бы показать, что не обязательно быть похожей на Ситу, повиноваться приказам мужа и быть сексуально целомудренной — это не единственный способ быть хорошей индийской женщиной. И именно так зародилась идея, и именно так я нашла Разию Султан, одну из великих индийских женщин, о которой мы мало говорим, учитывая, насколько она была необыкновенной.
В ваших книгах рассказывается о женщинах в истории Индии в домогольский и пост-могольский периоды. Вообще говоря, как относились к женщинам в эти периоды? Изменилось ли что-нибудь с приходом Великих Моголов?
Я думаю, что на протяжении всей письменной истории в большинстве обществ женщины были ограничены патриархальными системами. Со времен Будды мы можем отметить, что женщинам с большой неохотой разрешалось вступать в Сангху и становиться монахинями. Даже тогда на них налагались серьезные ограничения: они должны были подчиняться монахам-мужчинам, даже если монахи были моложе и менее опытны, чем они, и т. д. С появлением брахманического индуизма роль женщин была еще более ограничена. Замужние женщины, без сомнения, пользовались уважением в обществе, но их роль заключалась в том, чтобы рожать детей, чтобы чтить память своих предков. Их не учили и не поощряли к чему-либо, кроме брака и рождения детей. Затем, к пятнадцатому веку, у раджпутов стали практиковать пурду (или парда— морально-этический кодекс, широко распространённый среди женского населения Афганистана, Пакистана, мусульманского населения Северной Индии, а также среди некоторых высших каст среди индусов, в частности раджпутов. Суть пурды заключается в полной практике затворничества женщины, дабы та могла сохранять свою духовную чистоту и целомудрие), потому что мужская честь сильно зависела от целомудрия их женщин. А поскольку племена раджпутов постоянно воевали друг с другом и с захватчиками с северо-востока, начиная с пятнадцатого века, высокопоставленные мужчины поощряли строгую пурду для своих женщин. С приходом Великих Моголов, и особенно со времен Акбара, эта система пурды стала обязательной среди элитных женщин, как индуисток, так и мусульманок, потому что Акбар породнился с раджпутами. Эти идеи также укрепили представления Великих Моголов о женщинах в пурдах.
Какими изображаются сильные женщины в индийских эпосах? Сита из «Рамаяны» была очень трагичным, но сильным персонажем. Какие еще мифы окружают сильных женщин в домогольской Индии?
Помимо Ситы в «Рамаяне», другой великой индийской женщиной из эпоса является Драупади из «Махабхараты». Меня очень интересует ее история, потому что при более пристальном изучении станет ясно, что, в отличие от Ситы , Драупади восстает против своей судьбы и очень сильно выражает свой гнев по отношению к мужчинам в ее жизни. Я думаю, это важно помнить, потому что женский гнев очень пугает патриархат, и в древних текстах такие примеры редко встретишь. Но Драупади считается ученой (ее называют пандитой) и добродетельной, но при этом склонной к спорам, пренебрежительно и критически настроенной по отношению к своим мужьям, а также непостоянной личностью.
Героини Империи Великих Моголов происходят из Центральной Азии, где было принято — по крайней мере, в Империи Чингизидов — чтобы женщины принимали активное участие в политике. Но женщины Империи Великих Моголов не только сильны и политизированы, но также умны и осведомлены. Как они стали такими образованными?
Моголы были не только чингизидами, но и тимуридами. Фактически, можно сказать, что они претендовали на свое тимуридское наследие более заметно, чем на чингизидское. Сам Тимур уделял большое внимание образованию, культуре, архитектуре и городскому этикету, поскольку он перенимал часть персидской культуры. И поэтому у нас есть плеяда блестяще образованных тимуридских женщин, в том числе мать основателя династии Великих Моголов Бабура (Кутлуг Нигяр Ханум), его бабушка (Айсан Даулат Бегум) и сестра (Ханзада Бегум). Моголы очень почитали этих знаменитых матриархов, которые позволили Бабуру сохранить свой трон и империю, даже когда он был уязвим и находился в большой опасности. В результате поколения женщин продолжали получать отличное образование, подобное тому, которое давали мужчинам из тимуридской элиты.
Не могли бы вы рассказать нам побольше об этих женщинах? Что мы знаем об их личностях, их храбрости и о том, что отличало их друг от друга?
Я писала о них в своей книге об Акбаре (Akbar: The Great Mughal «Акбар: Великий Могол») и в Дочерях Солнца .
Что касается матери и бабушке Бабура, я думаю, без помощи этих женщин у него вряд ли бы получилось то, что он сделал в Индии. О его бабушке рассказывается следующая история. Она была замужем за знатным человеком, который всегда участвовал в сражениях, и однажды ее муж проиграл битву, и она попала в плен к врагу. Вражеский правитель отдал ее в жены одному из своих вельмож. Она провела в ожидании одну ночь и притворилась, что очень счастлива и принимает все это. Но затем, когда этот человек вошел в ее комнату, она и ее служанки схватили его и выбросили из окна, он ударился о землю и умер. Правитель был действительно потрясен; он сказал: «Что ты наделала?! Ты убила моего вельможу». Та в ответ очень гордо сказала: «Я уже замужняя женщина! Вы можете убить меня, если хотите, но у меня уже есть муж». И этот правитель был так впечатлен, что отправил ее обратно со свитой и добился того, чтобы она была возвращена мужу.
Таким образом, эти женщины были не только физически храбры, но и понимали свою собственную ценность и придавали значение ей – их жизнь заключалась не в том, чтобы быть рабынями или переходить от мужчины к мужчине. Я нахожу эту веру в себя довольно необычной.
С Ханзадой Бегум, сестрой Бабура, случилось нечто подобное. Она была захвачена Шайбани-ханом, правителем кочевых узбеков. Шайбани- хан женился на ней, затем развелся с ней и женил ее на ком-то другом. Более 10 лет она жила при дворе Шайбани-хана. Когда же Шайбани-хан был убит в очередной битве, Ханзада Бегум была отправлена обратно в Индию, ко двору Бабура. И что удивительно, после всех этих лет Бабур взял ее обратно в свой двор и сделал ее падшах -бегум, то есть она была самой старшей женщиной гарема и именно она контролировала управление гаремом. И это была властная позиция, которая свидетельствовала о большом уважении к женщине, которой она была. История Ханзады Бегум почти не имеет прецедентов, потому что в индийском обществе мы обычно рассматриваем разведенных и овдовевших женщин как не заслуживающих такого же уважения, как замужние женщины. К сожалению, это своего рода индийско-индуистская традиция.
Удивительно, но Моголы прагматично относились к тому, что женщин можно было захватить в бою, выдать замуж против их воли и сделать вдовами, но это не делало их ущербными, то есть сексуальному целомудрию не придавали такого значения — я подумала, что это очень мощное послание для Индии, поскольку мы часто придаем слишком большое значение сексуальному целомудрию индийских женщин.
История о Гульбадан Бегум тоже очень значительна — мы видим, чтобыло очень важно, чтобы женщины были образованными. Обучать людей было дорого — нужно было нанимать учителей и репетиторов, а эти женщины были чрезвычайно образованны. Например, Гульбадан Бегум написала биографию Акбара. Она была не только образованна и грамотна, но и умела излагать свои мысли на бумаге. Поэтому Акбар попросил ее написать биографию, которую можно было бы включить в большую биографию его жизни, написанную Абу’л-Фазлом. И она описала все свои воспоминания о Хумаюне и императоре Бабуре. Я думаю, что это был один из немногих случаев, когда мусульманка того века писала биографию из гарема. Это женщина, жившая в гареме и прожившая долгую жизнь; она писала изнутри этой структуры и смогла дать нам свое понимание той жизни.
Это уникальный документ, и он мало использовался. Историки, как правило, не используют его так часто, как все источники, написанные мужчинами. Тем не менее, мы знаем, что эти женщины были образованными и могли создавать подобные работы. Так что я также подумала, что очень важно поговорить об этом: какие усилия были приложены для образования этих женщин.
В Центральной Азии мы очень мало знаем о султане Разии, первой и единственной женщине-султане, взошедшей на престол Делийского султаната, и единственной женщине тюркского происхождения. Что вы можете рассказать нам о ней?
Разия правила во времена крайнего расцвета Индостана на севере Северной Индии. Это было время династии рабов-мамлюков. Ее отцом был Илтутмиш, а до него был Кутб ад-Дин Айбак. Они пришли в Индию с Мухаммадом Гури из Центральной Азии. Мухаммад Гури привел с собой своих тюркских рабов, и со временем эти тюркские рабы стали правителями. Так что в это время было много потрясений. Всегда существовали конкурирующие фракции. Ведь это были мужчины, прибывшие из Центральной Азии. Им противостояли и другие местные жители. Им противостояли и другие свободнорожденные тюрки и персы. Так что это было время большой неопределенности, удержать власть было непросто, потому что нужно было уравновесить все эти разные фракции и сделать так, чтобы все были более или менее счастливы.
Первым экстраординарным поступком Разии Султан было выдвижение себя на престол. Поэтому, когда ее отец Илтутмиш умер — он пробыл на троне 25 лет— его второй сын стал правителем автоматически, так как старший сын уже умер. Но он был очень плохим правителем, и его мать начала вмешиваться в политику в гареме. Поэтому Разия обратилась к армии. Она выдвинула себя на правление, что было необычно, так как похоже ее мало заботило то, что она была женщиной. Все биографы, писавшие о ней в свое время, говорили, что она была великой правительницей, справедливой правительницей — она несла справедливость, она приносила стабильность и мир в империю — и ее единственным недостатком было то, что она не мужчина.
Я думаю, что тот факт, что она была кочевого происхождения — из тюрков-мамлюков — очень важен. Именно это полукочевое происхождение сделало тимуридских и могольских женщин такими смелыми в том, чтобы быть на равных с мужчинами. Они не считали свой пол каким-либо ограничением, потому что при кочевом или полукочевом образе жизни, когда вы перемещаетесь с места на место большую часть года, либо верхом на лошади, либо пешком, либо со свитой правителя —при таких обстоятельствах очень трудно держать женщин полностью скрытыми, заставлять соблюдать пурду.
Даже когда Бабур впервые приехал в Индию, его мать и бабушка были чрезвычайно важными источниками советов. Я думаю, ему было 14 лет, когда умер его отец, так что он был очень молод, очень уязвим, и в то время могло произойти что угодно. Но мать и бабушка давали ему военные советы и сопровождали его физически — ездили с места на место. Таким образом, у этих женщин была та сила характера, которая исходила от их кочевого степного происхождения. Они принесли это в Индостан, и я думаю, именно поэтому мы внезапно находим эти примеры сильных женщин в середине индийской истории.
Разия Султан — единственная мусульманка, правившая Индией. Ее помнят, но без особых подробностей. То же самое можно сказать и о Гульбадан — ранние могольские женщины были совершенно неизвестны. Когда я писала «Дочерей Солнца» , практически книг о женщинах Великих Моголов не было. О мужчинах мы слышали, конечно, мужчины были экстраординарными, но женщины полностью игнорировались, особенно ранние, такие как Гульбадан и Хамида Бану Бегум. Запомнились только самые последние. Но сейчас больше интереса. Ученая по имени Руби Лал из американского университета выпускает в этом году биографию Гулбадан. Это очень интересно. Она уже написала книгу о Нур Джахан и академическую книгу о ранних женщинах Великих Моголов, а сейчас выпускает биографию Гульбадан. Поэтому я надеюсь, что теперь люди с большим энтузиазмом узнают о женской стороне правления Великих Моголов так же хорошо, как и о мужчинах.
Какие ваши любимые героини того времени? Можете ли вы поделиться некоторыми из неизвестных историй?
Я очень неравнодушна к истории Джаханары Бегум, дочери Мумтаз Махал и Шах Джахана. После смерти матери она стала падшах-бегум (главой гарема) в возрасте 17 лет и с этого момента стала очень богатой и влиятельной женщиной. Она оставила большое наследие в архитектуре — построила караван-сарай Чандни Чоук и хаммамы Шахджаханабада (старый Дели) — писала суфийские тексты, считала себя родственной душой своего брата Дара Шуко и переживала суфийские трансы. В семнадцатом веке она была, пожалуй, самой богатой и влиятельной женщиной своего времени. Все европейские торговцы должны были вести с ней переговоры, если хотели вести торговлю в Индии. Когда Аурангзеб посадил ее отца в тюрьму, она отказалась от всех своих привилегий и последовала за отцом в изгнание в Агру. И все же сегодня ее наследие почти забыто, все ее здания были разрушены британцами после восстания 1857 года.
Вообще говоря, как относились к женщинам в каждый из этих периодов? Изменилось ли что-нибудь с приходом Великих Моголов?
Думаю, с приходом Великих Моголов женщинам дали больше свободы. Они очень привыкли к такому кочевому образу жизни, они привыкли быть частью политической структуры, и мы видим это в ранних женщинах. Позже, особенно со времен Акбара, все начало меняться, потому что он женился на многих женщинах-раджпутах. Кроме того, многие его придворные и его главные дворяне были раджпутами.
Раджпуты уже ввели систему Зенаны и соблюдение пурды, потому что Раджастхан находится на северо-западе Индии, и в то время было много набегов людей из-за пределов Индии на Индостан. Кланы Раджастхана почувствовали необходимость защитить своих женщин, и поэтому они ввели пурду. Таким образом, эта система ношения женщин платком существовала уже у раджпутов, а затем Акбар женился на этих женщинах, и в некотором смысле она кристаллизовалась в Империи Великих Моголов. Практика пурды среди женщин из элиты стало частью социальной структуры. Ее стали перенимать. Все элитные кланы Индии хотели сделать то же самое. Так уровень женской изоляции стал повышаться. Так что, к сожалению, несмотря на то, что сам Акбар очень способствовал образованию женщин и очень сочувствовал женщинам, которых он видел, практика пурды стала распространенной. А затем, с приходом британцев они привнесли свои собственные викторианские ценности: европейские женщины той эпохи в основном держались дома и вообще не обладали большой независимостью. Таким образом, в восемнадцатом и девятнадцатом веках положение женщин в Индии стало очень жестким, поскольку эти викторианские ценности стали частью нашей культуры. Таким образом, мы потеряли большую часть свободы, которой женщины могли наслаждаться в прежние века.